Виртуальная экскурсия

Карта новостей Республики

Карта

Календарь

«Июль 2016»
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск на сайте

обращение Главы РС(Я) Печать
28 Сентября 2015 года, 17:39

Закон о развитии сельского хозяйства: эффективность затрат, устойчивость производства и улучшение жизни людей
Обращение Главы РС(Я) Е.А.Борисова к жителям республики

borisovea-15-820_copyУважаемые якутяне!
В эти дни выносится на публичное обсуждение разработанный по моей инициативе проект Закона РС(Я) «О развитии сельского хозяйства».
Зачем и для чего он нужен?

В далеком уже 2002 году был принят республиканский закон о государственном регулировании агропромышленного производства. Однако, при всех положительных сторонах, тот документ не стал жизнеспособным, носил однобокий характер, регламентировал лишь полномочия органов власти в указанной сфере. Тогда как достигнуть настоящего прорыва в создании благоприятных условий хозяйствования и обеспечении достойного уровня жизни селян – об этом я говорю постоянно – можно только совместными усилиями государства и общества. Иначе говоря, здесь одинаково важны и грамотные управленческие решения (в том числе непосредственно в районах и поселениях), и слаженные действия всех остальных участников процесса – самих товаропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, прочих организаций, вовлеченных в сельскохозяйственную отрасль.
Чтобы, наконец, прийти к этому, сегодня нам необходимы понятные и справедливые, не оставляющие никаких сомнений правила игры: в чем-то универсальные, в чем-то дифференцированные, но самое главное – адаптированные к уникальным территориальным, природно-климатическим и национально-культурным факторам, присущим Республике Саха (Якутия).
В этом смысле Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», написанный без малого десять лет назад, к сожалению, тоже не может служить нам полноценной опорой. Поскольку специфические реалии жизни якутского села не вклиниваются в обобщенные для всех регионов страны законодательные рамки. Никто и нигде в мире, кроме Якутии, не занимается сельским хозяйством на таких экстремальных северных широтах, в зоне вечной мерзлоты, при такой низкой плотности населения, на такой бескрайней суровой земле с ограниченной транспортной и энергетической инфраструктурой.
Помимо того, село для народа саха и коренных малочисленных народов севера – не просто отрасль экономики. Это их духовный стержень, образ существования, передаваемые из поколения в поколение многовековые моральные и семейные ценности, традиции и обычаи, а в общем – фундамент для сохранения социальной и культурной целостности, этнического своеобразия в глобальном пространстве.
Но есть и еще одна весомая причина, диктующая появление нового закона. Имею в виду наш более чем двадцатилетний опыт работы в рыночных условиях.
Переход к рынку, случившийся в первой половине 90-х годов, происходил стихийно, необдуманно, можно сказать из-под палки. Он не был обеспечен соответствующей нормативно-правовой базой, не сопровождался внятными прогнозами последствий масштабных преобразований. Да и устоявшаяся система производственных, человеческих отношений не позволяла быстро изменить психологию людей, их восприятие частной собственности, чуждого нам тогда экономического уклада, новых принципов организации труда. В итоге селянам пришлось сполна хлебнуть бед, вызванных болезненными реформами. За короткий срок мы очень много потеряли, а что хуже всего, утратили технологичность агропромышленного комплекса.
Ситуация вынуждала нас искать пути преодоления кризиса в пожарном режиме, и неудивительно, что иногда допускались ошибки, просчеты, какие-то меры принимались с опозданием, а какие-то наоборот излишне поспешно. Повторю ещё раз: Якутия – особый регион, где трудно вывести максимально рациональную, удовлетворяющую всех и вся формулу успеха. Ведение сельского хозяйства у нас вообще заведомо убыточно.
Поэтому на протяжении всех этих лет мы оказывали аграрникам всестороннюю приоритетную поддержку. Правительство республики никогда не давало селянам повода усомниться в том, что позаботится о них при любых обстоятельствах, даже в моменты финансовой нестабильности. Списывались значительные суммы бюджетных кредитов, изобретались самые разные механизмы государственной поддержки. Может быть, не всегда оптимальные, порой противоречивые, но объективно правильные.
Благодаря огромным бюджетным вливаниям, постоянному дотированию, субсидированию сельского хозяйства, нам всё-таки удалось сберечь ядро сельхозпроизводства. Несмотря на существенный отток сельского населения в города и районные центры, в Якутии, в отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в постсоветскую эпоху не исчезла ни одна деревня. В наслегах возведено множество школ, детских садов, больниц, домов культуры, спортивных сооружений, инженерных объектов, активизируется индивидуальное жилищное строительство, по мере сил продвигается газификация, положен почин переводу домов на централизованное теплоснабжение.
В то же время очевидно и другое: наше сельхозпроизводство не растет достаточными темпами, которые могли приблизить его к былым показателям. Вопреки тому, что мы уже довольно хорошо представляем себе, что такое законы рынка, серьезных сдвигов не происходит. Народ все так же обеспокоен невысокими доходами, тяжелыми условиями работы и проживания в сельской местности, требуя от властей еще больше помощи. Хотя с точки зрения эффективности государственных ресурсов, затрачиваемых республикой на поддержание этого направления, их объемы давно зашкаливают. Тем более что вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает сокращение так называемой совокупной меры государственной поддержки сельского хозяйства по сравнению с ее исходным уровнем.
Мы подошли к той черте, когда уже нельзя, недопустимо поддерживать АПК несистемно, как говорится, куда кривая выведет. Бюджетные ассигнования, расходуемые на оказание помощи селу, должны приносить отдачу.
С первых дней работы на посту главы республики я веду политику стимулирования всех форм хозяйств, как источников постоянных доходов сельских тружеников. На это нацелена объявленная пятилетка устойчивого развития села. И точечно у нас появляются прекрасные примеры деятельности сельских кооперативов, крупных фермеров, личных подсобных хозяйств. Заметнее становится предпринимательская, общественная инициатива. Чувствуется профессиональный, умелый подход к делу прогрессивной прослойки руководителей некоторых предприятий и муниципальных образований. Но подобных «островков благополучия» пока не так много. Преимущественно наши селяне не используют всех имеющихся у них возможностей.
Считаю, что в первую очередь это связано с тем, что у нас до сих пор не внедрена единая, долгосрочная и предсказуемая модель ведения сельскохозяйственного производства, четко выстроенная система, тот самый свод правил, предусматривающий массу нюансов.
Задумывая закон «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)», я изначально заложил в него такую систему, чтобы сформировать осознанное отношение всех категорий товаропроизводителей к своей собственной роли в многопрофильной структуре АПК. Каждый должен видеть и понимать, на каком участке и в каком качестве он способен самореализоваться. Каждый должен объективно оценивать свой потенциал, знать свои права и обязанности, схемы взаимодействия, отвечать за конечный результат, к которому мы стремимся.
В законопроекте отражен весь комплекс мер по совершенствованию и упрощению видов господдержки. Скажу сразу: она не только не снизится, но даже увеличится и будет доступна всем субъектам сельскохозяйственной деятельности, включая личные подсобные хозяйства. Мы никого не оставим за бортом. Но селянам я настоятельно советую воспринимать закон не как лазейку для выбивания дополнительных денег, а как инструмент для более интенсивного развития отрасли.
В нем фиксируются требования к оптимизации использования государственной поддержки, вводятся нормы осуществления общественного контроля, обоюдной ответственности как органов власти, так и получателей средств. Повторяю: каждый вложенный рубль должен давать результат.
Центральное место в проекте закона занимает статья, где детально раскрывается суть единой системы заготовки, переработки и сбыта сельскохозяйственной и промысловой продукции. То есть устанавливается порядок формирования механизма гарантированного сбыта произведенной продукции. Прописывается алгоритм действий, связанных с логистикой товародвижения, налаживанием сети сельскохозяйственных рынков, компенсацией издержек, страхованием, соблюдением технических регламентов. Нам нельзя забывать, что адекватно запросам потребителей, современная рыночная экономика предъявляет абсолютно иные требования к качеству продовольственных товаров.
Несомненно, цель достижения рентабельного производства предполагает восстановление племенного дела, землеустройства, мелиорации, ветеринарного и агрохимического обслуживания, упрочение материально-технической и ресурсной базы сельского хозяйства, строительство и реконструкцию объектов хранения и переработки, обеспеченность специальным оборудованием и технологиями. Всё это в нашем законопроекте есть.
Амбициозные, но вполне осуществимые планы отражены в документе и по части кадровой политики, упор сделан опять-таки на системную, целенаправленную подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля, привлечение молодежи, создание сети земских зоотехников и агрономов.
Также обращаю ваше внимание на положения, касающиеся защиты прав и интересов работников сельского хозяйства по выплате заработной платы, оформлению трудовых отношений, санаторно-курортному лечению.
В законопроекте даются ответы практически на все актуальные вопросы. Это подтверждают и  действующие сельхозтоваропроизводители в рамках встреч, которые я специально проводил в ряде наслегов и хозяйств, чтобы предварительно оценить плюсы и минусы документа, выявить его недостатки.
Тем не менее, я отдаю себе отчет в том, что ни один закон не может быть на 100 процентов совершенен.  Исходя из этого, прошу всех якутян, неравнодушных к настоящему и будущему якутского села, активно включиться в публичное обсуждение проекта Закона РС(Я) «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)» в новой редакции, направлять свои замечания, предложения, идеи.
Отдельно обращаюсь с призывом к сельским жителям тщательно проанализировать эту законодательную инициативу главы республики. Знаю, что почти у каждого из вас имеется свой взгляд на развитие аграрного сектора, и это неплохо. Но настало время взять все лучшее из нашего опыта и задать ясные долгосрочные ориентиры.
Уверен, что главы муниципальных образований, руководители предприятий и учреждений организуют собрания, дискуссии, круглые столы на местах, в трудовых коллективах. Очень надеюсь, что они не будут проводиться для галочки, а помогут нам внести в законопроект недостающие элементы, может быть в чем-то скорректировать его, сделать еще более проработанным и полезным.
Сельская тема стала излюбленным предметом спекуляций некоторых политиков и отдельных «знатоков», в большинстве своем далеких от сельского хозяйства.  Но я буду признателен и им, если в рамках публичного обсуждения они выскажут конструктивную критику и конкретные рекомендации.
Планирую, что уже в октябре парламент республики рассмотрит окончательный текст документа. После утверждения закона, в течение следующего года правительство, министерство сельского хозяйства и продовольственной политики, администрация главы республики обязаны подготовить механизмы его реализации в виде подзаконных актов, постановлений и указов.
Всем нужно понимать, что этот закон создается во благо. В этом его главное предназначение. Он должен помочь нам сделать государственные затраты эффективными, производство – устойчивым, а жизнь людей на селе – более комфортной и счастливой. Ведь сельское хозяйство – это действительно судьба нашего народа!
Скачать документ:
Скачать файл (Проект Закона РС(Я).pdf)Проект Закона РС(Я).pdf
Материалы по теме: