Виртуальная экскурсия

Карта новостей Республики

Карта

Календарь

«Май 2016»
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Поиск на сайте

Выступления Печать
25 Апреля 2012 года, 16:45

Деятельность органов власти должна отвечать потребностям общества

otchet_2011_005Отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2011 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).



Уважаемый Виталий
Николаевич!
Уважаемые народные депутаты!

Деятельность органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в 2011 году охватывала все основные направления развития республики. Задачи, поставленные Президентом РС(Я) в своем программном заявлении при вступлении в должность, в Посланиях Государственному Собранию (Ил Тумэн), на различных крупных мероприятиях, совещаниях подразумевают поиск путей решения проблем каждой отрасли, каждой категории населения.
Начну с самых важных событий 2011 года, которые во многом определяли  характер наших действий. А с другой стороны являлись как бы контрольными метками, по которым можно судить, насколько удачным в целом оказался минувший год для Якутии.
Во-первых, это был год большой политической активности на фоне выборов в Государственную Думу Российской Федерации шестого созыва.
От прошедших выборов, наряду с выборами президента страны, состоявшимися уже в текущем году, зависела дальнейшая судьба экономических и социальных преобразований, происходящих и в нашем регионе. Итоги двух прошедших выборных кампаний зеркально отразили настроения в российском обществе. Люди не всем довольны, не со всем согласны, но хотят стабильности и уверенности в завтрашнем дне. За эту стабильность они и отдали свои голоса. Многонациональный народ Якутии подтвердил, что он принимает и поддерживает курс реальных дел руководства своей республики и современную продуктивную политику лидеров государства.
Во-вторых, в прошедшем году с позитивными результатами был завершен пятилетний План развития республики на 2007 – 2011 годы. Достигнутые показатели  вызывают оптимизм. Валовой региональный продукт возрос на 19%, реальные доходы населения увеличились на 21%.
Конечно, неудовлетворенность населения в части неравномерного распределения доходов бюджета на социальные нужды сохраняется.  Но по мере реализации долгосрочных проектов, приносящих дополнительные налоговые поступления в региональный и местные бюджеты, уровень этой неудовлетворенности снижается.
В-третьих, 2011 год стал переходным для бюджетной системы республики. Якутия одна из первых в стране разработала программный бюджет. Создана новая система бюджетной классификации, осуществлен перевод деятельности министерств и ведомств на программно-целевой метод. Если в 2011 году в программы было заложено всего 16% бюджетных средств, то в 2012 году – уже 95%. Система кодов целевых статей госбюджета является теперь абсолютно прозрачной, и каждый желающий может увидеть, как расходуются средства на реализацию госпрограмм.
В-четвертых, в минувшем году были упорядочены механизмы управления республикой, что выражалось в так называемом «переформатировании» структуры правительства, функциональных преобразованиях государственного аппарата, ориентированных на более эффективную реализацию полномочий органов исполнительной власти. От несвойственных полномочий исполнительного органа власти освобождена Администрации  Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), которая отныне будет заниматься только своими прямыми обязанностями. По мере необходимости точечное совершенствование конструкции правительства республики возможно и в дальнейшем.
Пятое. Преобразование структуры госуправления повлекло за собой обновление кадрового состава руководства министерств и ведомств. Мы приступили к реализации Концепции кадровой политики республики до 2020 года.  Нам очень нужны «свежие головы».  И  на руководящих должностях в органах исполнительной власти республики действительно появилось много новых перспективных менеджеров, причем порядка 80% из них были отобраны на конкурсной основе из резерва управленческих кадров. Неслучайно по использованию резерва управленческих кадров республика входит сегодня в тройку лучших российских регионов.
Далее  нам предстоит создать систему ротации на базе внедрения номенклатуры должностей по уровням – от хозяйствующих субъектов до правительства. Основным критерием при этом должна быть результативность работы, профессионализм, инициативность и ответственность. Нам нужны не чиновники, которые гордятся своими чинами, а служащие, которые служат народу.
Шестое. В 2011 году была начата работа по передаче отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям. Впервые муниципалитеты получили возможность самостоятельно планировать свою экономическую политику, отвечать за расходование бюджетных средств  в области сельского хозяйства.
Мы приступили к процессу децентрализации и в жилищно-коммунальном секторе. При получении положительных результатов, практика передачи госполномочий в области ЖКХ будет расширяться. Нам предстоит вместе поразмышлять, в каких еще отраслях можно в ближайшее время  повысить самостоятельность муниципалитетов.
Седьмое. 2011 год вновь оказался для нас периодом природных катаклизмов. В середине мая в связи с подтоплением паводковыми водами ряда населенных пунктов, был объявлен режим чрезвычайной ситуации в Центральной Якутии. Вскоре начались массовые лесные пожары, спровоцированные ранним наступлением весны, засушливым летом и человеческим фактором. Как ни печально, но возгорания в лесах часто происходят именно из-за беспечности людей. Во многих улусах был введен режим ЧС регионального характера. Республика понесла материальный ущерб, на тушение отвлекались от основной работы люди. И, конечно, стихия не могла не повлиять на состояние нашего агропромышленного комплекса.
Обмеление рек Амга и Яна тоже стало для нас испытанием, поскольку привело к срыву навигации.  Потребовались дополнительные расходы из государственной казны на устранение последствий стихийного бедствия.
Восьмое. 2011 год прошел под знаком принятия окончательных решений по преобразованию АК «АЛРОСА» в открытое акционерное общество. Этот шаг был абсолютно правильным, сделанным в интересах развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Положительные последствия открытия компании уже заметны. По итогам 2011 года  АЛРОСА  вышла в лидеры мирового алмазного рынка. Сегодня мы ведем непростой, но обоюдно заинтересованный диалог с Правительством РФ по условиям будущей приватизации компании.  Со стороны руководства республики принимаются и будут приниматься все меры для того, чтобы не допустить непродуманных решений, идущих вразрез интересам Якутии и самой компании.
Девятое. 2011 год можно назвать годом переосмысления политики руководства республики в отношении промышленных районов. Если ранее социальное развитие Мирнинского, Ленского, Нерюнгринского, Алданского районов мы связывали с благополучием действующих там крупных градообразующих предприятий, то сегодня постепенно обеспечиваем им гарантированный минимум социальных обязательств. Республика обязана брать на себя больше ответственности за судьбу этих стратегических территорий, уделять им больше внимания.
Десятое. Усовершенствована организация ежегодных отчетов органов исполнительной власти перед населением республики. Начиная с этого года, они  готовятся и проводятся с учетом особенностей каждого муниципального района и поселения. Также в практику введены персональные отчеты руководителей министерств и ведомств перед представителями курируемых отраслей с охватом всех муниципальных районов и городских округов.
Активно взаимодействовал с населением и глава республики. Впервые была применена новая  форма прямого диалога  президента с народом в городах Якутске и Мирном.  Такие дискуссии руководителя региона с народом теперь будут регулярными. В течение прошлого года в разных форматах проходили и другие мои встречи с общественностью. Каждая из них была полезной, несла определенный смысл.
Открытость органов власти способна в разы улучшать качество их работы. И члены правительства, и народные депутаты должны вести честный диалог с населением не только с телеэкрана или через посредников в лице глав администраций, но и напрямую, лицом к лицу. В разговорах с простыми людьми вскрывается куда больше проблем, чем при встречах с муниципальными чиновниками. Соответственно и решения по ним принимаются оперативнее.
Одиннадцатое. Год минувший запомнится нам набором эффективных мер в области социальной политики. Дополнительно к федеральному материнскому капиталу предусмотрен республиканский материнский капитал «Семья» в размере 100 тысяч рублей при рождении третьего и каждого последующего ребенка. Принято решение о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков, а многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, - социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Все ветераны Великой Отечественной войны, принятые на учет после 1 марта 2005 года, обеспечены жильем, также обеспечены квартирами 275 детей-сирот. Для повышения доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности инвалидов принята государственная программа «Безбарьерная среда».  Создан благотворительный фонд для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями «Харысхал», это начинание поддержано бизнес-сообществом республики. С 2011 года всем инвалидам республики (более 56 тысяч человек) 1 раз в 2 года возмещается проезд до реабилитационных центров и обратно, студентам-инвалидам – проезд до места учебы и обратно. Приняты и другие решения.
Двенадцатое. Прошлый год был ознаменован большой подготовительной работой к проведению V Международных спортивных игр «Дети Азии». Осваиваются огромные суммы, в том числе ассигнования из федерального бюджета, выделенные на строительство спортивных и инфраструктурных объектов, которые будут служить населению долгие годы.
В настоящее время мы ведем работу с авторитетными мировыми спортивными организациями, стремясь расширить географию участников Игр «Дети Азии», сделать эти состязания еще престижнее, повысить их статус.
Тринадцатое. В прошлом году оказана существенная поддержка развитию науки и внедрению инноваций – создан Венчурный фонд, увеличен объем государственной поддержки Академии наук республики. Приняты решения по созданию Технопарка, Центра интеллектуальной собственности, Аграрного научно-образовательно-производственного комплекса, Научно-образовательного фонда молодых ученых и специалистов.
Достижением наших ученых стало международное признание селекции двух новых пород лошадей – приленской и мегежекской, а также двух новых типов лошадей якутской породы – янского и колымского.
При участии Правительства России в республике реализуется уникальный проект по строительству новой научно-исследовательской станции на острове Самойловский. В поселке Тикси организуется постоянно действующий Арктический научный центр для проведения фундаментальных и прикладных исследований в Восточной Арктике. Также совместно с Сибирским отделением РАН ведется работа по созданию всероссийского криохранилища семян.
Стратегически важным в этом вопросе является усиление интеграционных процессов с участием Академии наук, Якутского научного центра, Северо-Восточного федерального университета, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Лишь таким путем мы сможем продвигаться к «экономике знаний» – высшему этапу развития инновационной экономики.
Четырнадцатое. В 2011 году организован ряд дискуссионных площадок для выявления новых идей и инициатив. В их числе Форум «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии». Он стал важным звеном в череде других мероприятий, проводимых ради кропотливого диалога с населением. Диалога о важности осознания своего жизненного предназначения, своей исконной силы, природного духа и применения этого потенциала во благо своего будущего. Не сомневаюсь, что этот Форум принесет нам хорошие всходы.
Пятнадцатое. Для поддержки гражданских инициатив, еще более тесного взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в 2011 году создана Общественная палата Республики Саха (Якутия). Этот новый институт призван иметь огромный ресурс влияния и народного доверия.  Появление Общественной палаты РС(Я) также должно положить начало массовому и повсеместному движению системы общественного контроля в нашей республике. Все это придаст импульс развитию в Республике Саха (Якутия) подлинного самоуправления, самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
И, наконец, шестнадцатое. Главным событием года для Якутии по праву стало завершение первого пускового комплекса железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск. И то, что на церемонию укладки «золотого звена» в ноябрьский мороз прибыл Президент РФ  Д.А.Медведев. И  то, что он провел здесь совещание по актуальной жилищно-коммунальной проблематике. Все это лишний раз доказывает, что степень понимания первыми руководителями  государства реальных условий жизни на Севере становится выше.
Таким образом, думаю, вы согласитесь, что в основном минувший год был для нас достаточно удачным, успешным.

Уважаемые коллеги!

Все цифры есть у вас в раздаточных материалах. Многие вопросы были затронуты при отчете Правительства РС(Я) перед населением. Поэтому не буду сегодня слишком подробно останавливаться на конкретных показателях, но они говорят о том, что нам действительно многое удается.
Тем не менее, речь сегодня пойдет не только о достижениях, но и об упущениях, продиктованных разными причинами – и недостатком финансовых ресурсов, и слабостью используемых механизмов, и поверхностным отношением к своим обязанностям отдельных исполнителей, а где-то и неготовностью самого населения к тем или иным преобразованиям.

Макроэкономические показатели
подтверждают динамичное развитие республики
Макроэкономические показатели, как заключают эксперты, в 2011 году были едва ли не лучшими за последние десять лет. По основным позициям темпы социально-экономического роста превысили среднероссийский уровень.
Реальный рост ВРП составил более 6% к уровню 2010 года (по РФ – 4,2%), индекс промышленного производства вырос на 10,5% (по РФ – 4,7%), объем инвестиций в основной капитал – на 12,2% (по РФ – на 6%), уровень реальных денежных доходов населения – на 1,5% (по РФ – 0,5%).
Якутия по-прежнему входит в состав немногих регионов Российской Федерации с естественным приростом населения, занимая по этому показателю 7 место в стране и 1 место в Дальневосточном федеральном округе.

Интенсивное освоение территорий Якутии
отвечает ключевой геополитической задаче государства
Реализация крупных инвестиционных проектов кардинально меняет структуру экономики республики. Ежегодно увеличиваются налоговые поступления от действующих в Якутии крупных предприятий. В центрах промышленного роста активизируется предпринимательская деятельность, торговля, оказание платных услуг, возводятся объекты социальной сферы.
За период реализации Схемы-2020 в экономику республики инвестировано 752 млрд. рублей или  31% от общего запланированного объема инвестиций. Начато 52 инвестиционных проекта, фактически исполнено 12 проектов.
В то же время глобальный финансово-экономический кризис негативно повлиял на темпы реализации таких судьбоносных проектов, как «Комплексное развитие Южной Якутии» и «Освоение Томпонского горнопромышленного района». В этом направлении нас ждет дальнейшая напряженная работа с инвесторами.
Совместно с федеральным центром мы должны по интенсивному сценарию осваивать наши стратегические территории. Одновременно нам надо использовать имеющиеся сейчас уникальные возможности по опережающему развитию Арктической зоны.
Всем крупным недропользователям надлежит выполнять условия лицензионных соглашений по срокам ввода в эксплуатацию промышленных объектов, воспроизводству минерально-сырьевой базы, осуществлению природоохранных мероприятий, а также по участию в социально-экономическом развитии республики.

Проблемы и перспективы расширения
энергетической и транспортной инфраструктуры
В рамках расширения энергетической инфраструктуры и обеспечения надежного электроснабжения потребителей в 2011 году на повестку выносились вопросы софинансирования строительства Якутской ГРЭС-2, продолжения строительства третьей нитки магистрального газопровода  «Средневилюйское газоконденсатное месторождение – Мастах — Бергэ — Якутск», а также новых линий электропередачи.
Финансирование транспортной инфраструктуры республики в 2011 году увеличилось до 27,7 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета –  20,3 млрд. рублей. Наибольший объем средств направлен на дорожное хозяйство (14,8 млрд. рублей) и железнодорожное строительство (7 млрд. рублей).
Самой непростой задачей в развитии транспортной инфраструктуры остается для нас возведение II пускового комплекса железной дороги от станции Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р.Лена в районе города Якутска.  При поддержке ученых-экспертов, признавших нецелесообразность тоннельного варианта перехода,  продолжаются предметные консультации с представителями Министерства транспорта РФ, Росжелдора,  РАО «РЖД».

Программный бюджет: расходы
привязаны к конечному результату
Уважаемые коллеги!
Стратегия бюджетной политики республики, как я уже отмечал, будет связана не только с увеличением  финансирования, но с повышением эффективности государственных расходов.
Необходимо отметить, что за последние пять лет расходы консолидированного бюджета республики выросли в 2 раза. При этом в 3 раза выросли расходы на социальную поддержку граждан и на социальное обеспечение, почти в 2 раза – на здравоохранение и культуру, в 1,5 раза – на образование и сельское хозяйство, в 6 раз – на физкультуру и спорт.
Правда, вместе с двукратным увеличением расходов бюджета за последние пять лет также в два раза увеличился и объем бюджетных средств, направляемых на оплату труда. Нашей главной задачей является повышение качества жизни населения республики, и, уверен, что работа и вклад каждого специалиста в социально-экономическое развитие республики должны оцениваться по достоинству. Но, в связи с несистемной динамикой мы должны с осторожностью подходить к условиям повышения заработной платы.

Снижение материального
неравенства – важнейшая цель социальной политики
Кратная дифференциация в размерах заработной платы в промышленности, сельском хозяйстве и бюджетной сфере воспринимается как несправедливость, становится источником социальной напряженности. Поэтому важнейшей целью социальной политики остается для нас снижение материального неравенства населения.
За последние 10 лет доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в республике сократилась с 28,3% до 19,1%, то есть на 9,2%. Одним из главных факторов, повлиявших на это снижение, явилось значительное увеличение объемов социальных выплат, почти половину которых получают жители села. Но очевидно, что автоматические вливания средств на социальные выплаты не дают ощутимой отдачи в борьбе с бедностью. Поэтому необходимо усиливать адресность социальной поддержки, выявлять и проводить паспортизацию действительно нуждающихся в помощи граждан.

Мероприятия по улучшению жилищных
условий граждан выполняются в соответствии с планом
В 2011 году введено 316 тыс. кв. метров жилья с ростом на 4% к уровню 2010 года. В ближайшее время будет полностью решена проблема граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья, в том числе за пределами республики. Начнется строительство жилищного фонда социального использования для малоимущих граждан с передачей муниципальным образованиям. Будет разработана система создания доходных домов с привлечением средств заинтересованных предприятий.
Лимит финансирования на индивидуальное жилищное строительство  в 2012 году увеличен в 1,6 раза – до 400 млн. рублей, поэтому органам местного самоуправления нужно уделять еще больше внимания стимулированию ИЖС через своевременное предоставление земельных участков, обустройство инженерных сетей, выделение субсидий малоимущим. Особое внимание обратить на качество строящегося жилья.
В целях обеспечения заданных темпов строительства жилья считаю необходимым подготовить и принять до конца текущего года республиканский закон «О содействии развитию жилищного строительства», который внесет определенность в вопросы финансирования, кредитования, участия сторон, оформления документов и т.д., чтобы все действующие механизмы были понятны и законодателям, и исполнителям, и гражданам. В конечном счете, у нас есть возможность решить поставленную задачу по увеличению в 1,5 раза объемов строительства жилья в 2015 году.

Выход из кризиса в ЖКХ обеспечат совместные усилия муниципалитетов, потребителей услуг и подрядчиков
Сокращение неэффективных расходов и выход из кризиса  отрасли ЖКХ напрямую зависит от поведения органов местного самоуправления и отношений потребителей услуг,  населения и организаций, с подрядчиками.
В  крупных городах, особенно в столице республики, где сосредоточен наибольший объем неэффективных расходов, следует продолжать развивать институт товариществ собственников жилья. Предлагаю также разработать нормативный правовой акт, упорядочивающий деятельность управляющих компаний и товариществ собственников жилья, их взаимодействие с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, контролирующими и надзорными органами.
2012 год должен стать годом применения более весомых решений по наведению порядка в  ЖКХ.

Регулирование цен и тарифов – зона внимания
органов исполнительной власти
На текущий год применена практика сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги до начала второго полугодия. Сохранены льготные тарифы для сельского населения.
Осуществляется субсидирование внутрирайонных безальтернативных авиамаршрутов – население в среднем оплачивает только 27% от экономически обоснованного тарифа. В 2011 году субсидировано более 1 тысячи рейсов, перевезено 23 тысячи пассажиров.  С текущего года начато субсидирование межрайонных авиаперевозок из арктических районов до города Якутска для отдельных категорий граждан, по аналогии с механизмом федерального субсидирования.
В Росавиацию ушла заявка, подтверждающая участие Якутии в программе субсидирования на межрайонные перевозки в увязке с магистральными по схеме сквозного тарифа на объем софинансирования из республиканского бюджета в размере порядка 282 млн. рублей.
Но предлагаемая Правительством РФ система субсидирования все равно не в полной мере учитывает особенности Крайнего Севера. Поэтому работа в данном направлении с нашей стороны не прекращается.

«Болезнь роста» в агропромышленном комплексе
Уважаемые народные депутаты!
В сознании селян происходит определенная переоценка ценностей. Люди постепенно начинают принимать рыночные законы, необходимость объединения усилий отдельных хозяйств, преимущества кооперации. Но некоторая часть работающих в сельском хозяйстве до сих пор приравнивает себя к бюджетникам.
Мы не смогли избежать противопоставления альтернативных форм хозяйствования. С одной стороны, это сельскохозяйственные кооперативы, несущие социальную нагрузку по содержанию избыточного числа работников, решению насущных проблем сельских поселений. А с другой стороны, это крестьянские хозяйства, считающие каждый рубль.
Поэтому в 2011 году и была начата работа по передаче отдельных государственных полномочий в сфере АПК муниципальным образованиям. Как результат, в Намском, Нюрбинском и Чурапчинском улусах достигнут наибольший уровень сохранности поголовья скота и лошадей, в Жиганском улусе упорядочен учет лова рыбы и добычи пушнины. Выявленные в ходе эксперимента недочеты приняты во внимание в этом году при передаче указанных полномочий уже всем муниципальным районам и городским округам.
Для повышения уровня товарности сельхозпродукции в 2012 году финансирование капитальных вложений в АПК увеличено в 1,4 раза (до 700 млн. рублей). Помимо этого предстоит окончательно  утвердить механизм установления гарантированной зарплаты рабочим хозяйств-бюджетополучателей в соответствии с нормой выработки и плановыми заданиями, а также довести до муниципальных образований условия предоставления дополнительных стимулирующих выплат на прирост маточного поголовья КРС в размере 400 млн. рублей.
Конечно, мы должны отдавать себе отчет в том, что полный цикл преобразований, к которым мы приступили, невозможно будет пройти за короткое время. От так называемой «болезни роста» нашему сельскому хозяйству все равно никуда не деться.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года показали, что, вопреки распространенному мнению о сильной миграции селян в города, это не совсем так. Соотношение городского и сельского населения в республике сохранилось на уровне 2002 года. То есть говорить о нарастающей урбанизации, по меньшей, мере, пока преждевременно. Хотя этот процесс сам по себе объективен. Стабилизация численности сельских жителей, безусловно, является положительным признаком, подтверждающим правильность выбранного нами пути развития села.

Бизнесу необходимо больше свободы и ответственности
По данным социологических исследований, проблемой, вызывающей наибольшую обеспокоенность якутян и влекущей за собой другие социальные недуги, остается безработица.
Безработица не должна быть бичом нашей экономики. Хотя подчеркну, что в центре этой проблемы, несмотря ни на что, стоит сам человек – его собственная ответственность и целеустремленность, желание приобретать знания и находить им достойное применение, способность перестраиваться под новые экономические реалии, переучиваться, не бояться менять привычный образ жизни и сферу деятельности.
Ключевой инструмент обеспечения занятости населения – развитие предпринимательства, формирование массового среднего класса.
В прошлом году государственную поддержку получили более 3,5 тыс. субъектов предпринимательства. Все основные меры, которые мы ввели для улучшения делового климата и стимулирования предпринимательской активности в прошлом году, можно посмотреть и проанализировать в раздаточных материалах.
Мы открыты для дальнейшего диалога по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, готовы рассматривать любые стоящие предложения. Нашему бизнесу необходима инновационная инфраструктура, еще больше свободы и преференций, но и больше социальной ответственности.

Строительство дошкольных  учреждений – приоритетный аспект в сфере общего образования

Принятие  программы модернизации образования положило начало системным изменениям: внедрены подушевое финансирование, новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новые формы оценки качества образования. Продолжается реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Состоялся запуск проектов «Учитель Арктики», «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО», «Кочевая школа».  Начата реализация проектов «Учительский дом» и «Ипотека для молодых преподавателей».
Для удовлетворения полной потребности в дошкольных образовательных учреждениях идет работа с ОАО «Внешэкономбанк» по привлечению кредитных средств на строительство в республике около  100 детских садов.  Получено согласие Министерства образования и науки РФ выступить ответственным исполнителем проекта.
Требую от правительства республики обеспечить своевременную разработку типовых проектов детских садов, а также более широко использовать свободные площади в новых зданиях школ для предшкольных групп, особенно в сельской местности.
Кроме этого, предлагаю правительству разработать и внедрить, начиная с 2013 года, систему поддержки родителей, главным образом матерей, осуществляющих постоянный уход за детьми, не имеющими доступа к услугам дошкольных учреждений образования.

Укрепление материально-технической  базы медучреждений – краеугольный
камень модернизации здравоохранения
На финансирование региональной программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2011 году было направлено 3,5 млрд. рублей, в этом году предусмотрено 4,7 млрд. рублей.
Около 30% средств региональной программы модернизации направлены на улучшение службы детства и родовспоможения. В результате младенческая смертность снизилась в республике с 7,2 до 6,3 промилле, что является одним из лучших показателей на Дальнем Востоке.
В рамках проекта «Земский доктор» в 2012 году молодым медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность, за счет средств федерального бюджета будет выплачиваться по 1 млн. рублей.
Задача правительства республики – строительство кардиологического и онкологического диспансера. Республиканская система здравоохранения также нуждается в реабилитационном и наркологическом специализированных медицинских центрах, в новых зданиях районных больниц и травмпунктов. В связи с этим предлагаю начать разработку отдельной республиканской программы строительства медицинских учреждений.
Правительством РС(Я) до сих пор не выполнено мое поручение о создании во всех районах республики детских молочных кухонь. Обращаюсь с настоятельным требованием решить этот вопрос в течение 2012-2013 годов.

Борьба с алкоголизмом: одобрение есть,
поддержки мало
В Республике Саха (Якутия) ведется разносторонняя работа по борьбе с негативными явлениями, разрушающими духовное и нравственное здоровье нации – алкоголизмом и наркоманией. Отдельными муниципальными образованиями реализуются стимулирующие меры по ограничению потребления алкогольной продукции, а также полный запрет меры на продажу спиртного.
Но и здесь власть демонстрирует непоследовательность. Например, по протесту прокурора Момского района суд отменил решение референдума Тебюляхского наслега о запрете на продажу алкогольной продукции. При этом в соседнем Чыбыгаллахском наслеге уже отметили десятилетие «сухого закона».  Нас не должны успокаивать официальные статданные. Вроде бы потребление алкоголя на душу населения снижается, но количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось.
В этом деле ценна инициатива общественности  на местах.  Опросы общественного мнения показывают, что население республики одобряет антиалкогольную политику Президента РС(Я). Но одного одобрения мало, нужна практическая поддержка. К примеру, в некоторых наслегах, где введен запрет на продажу винно-водочных изделий, многие местные жители знают, кто и где торгует зельем, однако помочь изобличить нарушителей, проявить гражданскую ответственность, отваживаются единицы. То же самое касается и распространения наркотиков.
Проблема наркомании для республики пока не так критична, но уже приобретает угрожающие масштабы в промышленных районах.  Наше предложение об ограничении оборота препаратов,  содержащих кодеин, которое было озвучено мной на заседании президиума Государственного совета России, поддержано руководством страны.  Решением Правительства РФ с 1 июля 2012 года устанавливается рецепторный отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина.

Четыре условия для успешного противодействия коррупции
По итогам прошлого года отмечается существенное снижение (на 12%) общего количества зарегистрированных преступлений в республике (по РФ снижение составило 8,5%).
Этот факт говорит как о результатах деятельности правоохранительных органов, так и о профилактике преступлений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления.
На противодействие проявлениям коррупции в органах государственной власти направлена новая система отбора кандидатов на руководящие должности.
Необходимо изменить способы работы со средствами массовой информации. По каждой объективной  публикации в СМИ о коррупциогенных проявлениях должна быть организована обратная связь. Считаю, что такие механизмы должны приниматься в этом году.
В целом для успешного противодействия коррупции нам необходимо добиться реализации четырех условий:
1. Открытости власти и прозрачности всех разрешительных процедур и согласований;
2. Реального общественного контроля за действиями должностных лиц;
3. Знания населением своих прав и готовности их отстаивать;
4. Четкой нормативной регламентации всех бюрократических процедур. Последовательность и логика действий чиновников должна стать простой и понятной.

Интерактивность власти – базовый  элемент
современной демократии
У нас медленно внедряются информационные технологии, которые должны входить во все сферы жизнедеятельности ускоренными темпами, делать более оперативными и эффективными управленческие процессы. Нам нужно быстрее создавать не только конкурентоспособное информационное пространство, но и открытое коммуникационное поле, только тогда мы будем двигаться вперед.
Интерактивность власти – это базовый элемент современной демократии. Для этого надо изменять не только методы, но и стиль работы.
Обработка и предоставление ответов на запросы граждан органами власти ведется сегодня не напрямую, а опосредованно. На практике же этой работой никто всерьез не занимается, поэтому чаще все сводится к банальным отпискам. Полагаю, что уже сегодня есть основания выделить информационную деятельность в качестве самостоятельного направления работы исполнительных органов власти.
Правительству республики нужно, чего бы ни стоило, взять на бюджет все затраты по внедрению в интересах социально-экономического развития нашего региона навигационно-информационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС.

В Якутии необходимо создавать
многофункциональные культурные комплексы
Принятые в рамках Форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» Резолюции и Декларация духовных ценностей народов Якутии закрепляют постулаты духовно-нравственной целостности и определяют основные направления развития культуры народов республики.
Нам необходимо добиться кардинальных изменений в экономическом положении сферы культуры, дальнейшей интеграции республики в российское и мировое культурное пространство. Но следует отметить, что основные культурные события происходят в городах, а нам необходимо вовлечь в этот процесс исконный источник культуры и духовности народов республики – сельское население. Для этого предстоит совершенствовать систему управления учреждениями культуры, модернизировать существующую сеть государственных и муниципальных учреждений культуры, создавая многофункциональные культурные комплексы, объединяющие в едином центре клуб, библиотеку, музей, детскую школу искусств и т.д.  Соответствующие поручения уже даны правительству.

Развитие массового детского спорта – основа
для формирования здорового поколения
В республике постепенно увеличивается число жителей, занимающихся спортом, их доля возросла до 22,4%.
Мы уделяем достаточно внимания спорту высших достижений, проводим у себя крупные соревнования российского и международного уровня. Но при этом развитие массового детского спорта – основы основ для формирования здорового молодого поколения, незаметно отошло у нас на второй план. В кратчайшее время это должно быть исправлено. А сегодня главной задачей для нас является проведение на высоком организационном уровне Международного форума «Россия – спортивная держава» наряду с Играми «Дети Азии».

Резервы для сокращения неэффективных расходов имеются
В прошлом году мы отстояли свою позицию по корректировке федеральной методики оценки неэффективных бюджетных расходов, имея в виду особенности регионов в сфере ЖКХ, здравоохранения и образования.
Хотя резервы для сокращения неэффективных расходов у нас все равно имеются. Основным направлением здесь должен стать перевод на аутсорсинг услуг, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти и учреждений бюджетной сферы.
Необходимо также рассмотреть вопрос оптимизации  мелких поселений – в 49 поселениях республики численность постоянного населения составляет менее 10 человек. Соответствующие решения должны быть приняты в течение 2012 года.

Качество работы на местах – определяющий
фактор принятия практических решений
Уважаемые народные депутаты!
Президент Республики Саха (Якутия) в 2011 году провел свыше шестидесяти рабочих совещаний и заседаний по различным направлениям и  свыше 80 рабочих встреч. Состоялись рабочие поездки более чем в половину районов республики. Значение командировок президента, членов правительства в районы и наслега нашей огромной по площади территории неоценимо. Благодаря этому, делаются многие вещи, многие вопросы решаются.
Например, в Ленском районе в 2011 году снята многолетняя проблема задолженности по выплате заработной платы работникам ликвидированного предприятия «Ленанефтегаз». В Булунском и Верхоянском районах выявлены и решаются структурные проблемы ЖКХ. В Алданском районе заменено управление ГРК «Алданзолото». В Мирнинском районе начата разработка проекта по строительству очистных сооружений и поставлена задача решить этот вопрос в 2013 году. В Нерюнгри наводится порядок в здравоохранении.  В Сунтарском и Нюрбинском улусах решаются проблемы реконструкции линий электропередачи, централизованного водоснабжения и утилизации жидких бытовых отходов. На примере Амгинского улуса устранены недочеты в методике начисления оплаты труда учителей. В Хангаласском улусе остро поставлен вопрос высоких тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Выявленные проблемы можно перечислять бесконечно, поэтому практика показывает, что выезды руководителей министерств и ведомств на места должны стать частью их повседневной работы.

Органы местного самоуправления – наиболее  приближенная к народу ступень публичной власти
Наступательность, грамотность руководителей муниципального уровня, их отзывчивость, в хорошем смысле «боление» за свой родной улус, наслег на самом деле определяют многое, влияют на настроения людей, особенно в небольших поселениях.
У нас есть положительные примеры. Есть главы, на которых можно равняться, опираться. Но нередко местные власти недорабатывают. Об этом можно судить по огромному числу обращений, поступающих в адрес Президента и Правительства РС(Я) от населения, где  центром ответственности в основном являются муниципальные образования. В прошлом году президентом и правительством республики  было принято  3755 письменных и 1507 устных обращений граждан, 107 запросов организаций и общественных объединений. Это больше, чем в 2010 году. Помимо этого, сотни вопросов приходят на мой персональный сайт. И значительная часть этих вопросов и обращений находится в пределах компетенции руководителей городских округов, муниципальных районов и поселений.
Хочу выделить тот факт, что надзорные и контролирующие органы иногда создают дополнительные препоны в деятельности органов местного самоуправления. Например,  когда налагаются штрафные санкции на глав поселений за неисполнение возложенных, но не обеспеченных финансированием полномочий (обустройство противопожарных полос вокруг населенного пункта).  В этом плане необходима правовая защита самих органов местного самоуправления, что станет одним из направлений работы созданного Госкомитета юстиции Республики Саха (Якутия)
У нас появляется много отличных идей, но все они должны превращаться в конкретные планы действий, без кампанейщины и обмана.  К сожалению, некоторые вновь избранные главы муниципальных районов и наслегов в ходе предвыборной кампании давали народу заведомо невыполнимые обещания,  проявляя откровенное пренебрежение к  людям, к своим землякам, которые поверили в их неправду.
Работать с такими главами будет сложно. Посмотрите, что творилось, например, в Булунском районе, где из-за полного попустительства, расхлябанности местных органов ситуация несколько раз выходила из-под контроля настолько, что приходилось срочно вмешиваться Правительству Республики Саха (Якутия).
Не президент избирает районных руководителей и депутатов представительных органов.  Поэтому сами жители республики, приходя на муниципальные выборы, всякий раз должны чувствовать свою  сопричастность и личную ответственность. Помнить о том, что органы местного самоуправления – наиболее приближенная к народу ступень публичной власти.

Нормотворчество  надо ориентировать
на поддержку незащищенных категорий граждан
Уважаемые товарищи!
По итогам 2011 года издано 730 указов и 1022 распоряжения Президента РС(Я), 687 постановлений и 1450 распоряжений Правительства РС(Я).
За 2010-2011 годы субъектами права законодательной инициативы внесено и принято 230 законов Республики Саха (Якутия), в том числе 110 законов в 2010 году, 120 – в 2011 году.  При этом 70% принятых в 2010-2011 годах законов направлены на совершенствование политической и общественной составляющей жизни республики и лишь 30% - к области обеспечения государством прав и гарантий населения.
В числе прочих остаются неурегулированными вопросы предоставления льгот многодетным семьям за счет республиканского бюджета, социальной поддержки студентов-сирот в учреждениях начального и среднего профессионального образования, порядка и условий осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Многие позиции по-прежнему предполагают вариантность в принятии решений, что  позволяет чиновнику действовать на свое усмотрение. Здесь нам надо провести ревизию и максимально регламентировать деятельность служащих. Без этого эффективное использование бюджетных средств будет вряд ли возможно.

Возврат  к прямым выборам глав субъектов
указывает  на демократизацию политической системы
В 2011 году у меня было много встреч с руководителями федеральных органов власти, начиная с Президента и Председателя Правительства России и заканчивая главами министерств и ведомств, крупных компаний.
Мы ставим перед коллегами вопросы по самым разным направлениям развития республики.  В целом же, оценивая взаимодействие с федеральным центром, Республика Саха (Якутия) получает существенную поддержку.
Да, в федеративных отношениях сегодня существуют некоторые сложности: нерешенная до конца проблема разграничения полномочий между центральными и региональными властями, противоречия в федеральной и субъектовых законодательных базах. Вызывают тревогу звучащие предложения по изменению структурирования Российской Федерации. Мы считаем категорически неприемлемыми даже упоминания о таких формах изменения структуры федерации, как «губернизация» республик. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального факторов и их консенсусного развития.
Что касается нового порядка избрания глав субъектов, возврата к прямым выборам – это хороший знак, указывающий на дальнейшую демократизацию политической системы, отвечающий реалиям сегодняшнего дня, требованиям и запросам общества. Мы признаем, что государству в свое время было необходимо укрепление вертикали власти, это позволило сохранить страну. Но сегодня народ и власть должны сближаться.

Критикуя, предлагай – предлагая, делай!
Различные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, когда каждый гражданин имеет возможность донести свое мнение до представителей власти на стадии подготовки решений, а в дальнейшем контролировать их реализацию – это достижение нового этапа политической жизни.
При этом объективная критика, основанная на расчетах и анализе, должна обязательно присутствовать и нести предложения, цель которых изменить к лучшему систему или не допустить ошибок.  Поэтому Президент Республики Саха (Якутия) считает своей обязанностью налаживание постоянного контакта с конструктивной оппозицией. Но равно мы должны понимать к чему приводят попытки набрать политические очки популистскими методами. Митингами и пикетами, нападками на власть без дельных предложений улучшения ситуации  добиться невозможно. Рекомендую нашим оппонентам принять вышесказанное за правила, по которым мы будем или работать с ними или не обращать на них внимания.
Надо перестать выискивать в политике руководства республики огрехи и поводы для упреков, а проявляя внутреннюю мораль, чувствуя долг перед родиной, находить себе применение на любом участке, браться за решение любых проблемных вопросов. Консолидация общества – это процесс взаимодополняющий, когда каждый человек, ощущающий причастность к общему делу, находит возможность внести в это дело свою посильную лепту.

О недочетах и ошибках
Что касается недочетов или ошибок в работе органов власти, они, конечно, есть. И мы всегда признаем их сами. Были они и в прошлом году. В частности, принимая решение о сокращении почти в два раза квоты на привлечение иностранной рабочей силы, мы не учли низкую трудовую мотивацию местных рабочих кадров. В результате выбились из запланированных графиков и сроков сдачи объектов некоторых строек. Нам пока не удалось выстроить систему привлечения местных кадров в промышленность. Не удалось принять действенные решения по утилизации бытовых отходов в городах и райцентрах. Не удалось повысить эффективность работы административных комиссий, действующих в рамках республиканского Кодекса об административных правонарушениях.  Но мы работаем над этими проблемами и мы знаем о них.

Инициативу в общественном сознании
надо не подавлять, а пробуждать
Уважаемые народные депутаты!
Весной будущего года избирателям республики предстоят выборы депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва. Многие из сидящих здесь парламентариев наверняка намереваются принимать участие в этих выборах. Напомню, что  депутаты в соответствии с законодательством, подотчетны народу и не должны использовать депутатский мандат для достижения узких целей. Хотел бы посоветовать вам не добиваться победы любой ценой, не использовать для личного успеха политические провокации. Тактика ведения предвыборной агитации, основанная на возбуждении у людей недоверия к власти, на передергивании фактов с целью очернить своих конкурентов, на заигрывании с электоратом, неэтична и ничем не оправдана.
Надо не подавлять в общественном сознании инициативу,  а наоборот пробуждать ее, вселять в людей уверенность в  то, что они тоже могут принимать участие в решении важных для жизни республики вопросов.
Мною дано поручение разработать законопроект об общественном контроле в Республике Саха (Якутия),  принятие которого позволит закрепить наиболее важные принципы организации и осуществления общественного контроля на всех уровнях и в самых различных его проявлениях.  Общественной палате РС(Я) рекомендую еще раз пересмотреть механизмы диалога власти, бизнеса и общества, живее реагировать на проблемы людей.
Также в целях расширения взаимодействия и форм работы общественных организаций, поощрения активистов, выполняющих полезные дела на общественных началах, предлагаю учредить в республике День общественника. В этот день можно проводить мероприятия, объединяющие общественников, организовывать практические акции, открывать общественные приемные, обмениваться опытом.

От определения приоритетов и
целеустановок – к мониторингу и контролю
В предвыборной программе избранного Президента Российской Федерации В.В.Путина поставлены задачи, определяющие стратегию развития государства на длительный период. Отрадно, что по многим позициям политика руководства республики совпадает с планами руководства страны. Но предстоит еще много сделать, проанализировав и исправив все, что мешает нам реализовывать существующие планы.
Мы с вами определяем ориентиры, которые задаем себе на ближайшие пятнадцать-восемнадцать лет и к которым должны стремиться. Мы видим горизонты развития республики. Мы обозначили все ключевые приоритеты и целеустановки. Теперь важен постоянный мониторинг и контроль над тем, как мы практически осуществляем свои замыслы.
Считаю основной базой для принятия стратегических решений, разработки системы поддержки всех управленческих действий, планирования, сбора и анализа индикаторов социально-экономического региона, формирования отчетности и оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти должен стать Ситуационный центр при Президенте РС (Я).

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Чтобы оценить достигнутые результаты, иногда полезно обернуться назад. Вспомните, что было десять-двадцать лет назад. Катастрофический спад промышленного производства, развал социальной сферы, образования и науки, дезинтеграция государства и общества,  политические противостояния на всех уровнях в ущерб реальным делам, подавление предпринимательских и созидательных инициатив.
К счастью, сегодня мы живем уже в другой стране, в другой республике, в других условиях, в другом социальном измерении, где у каждого здорового человека есть возможность добиться успеха, сделать благополучной свою собственную судьбу.
Экономика республики должна обеспечить более высокие трудовые доходы, более интересную работу, создавать широкие возможности профессионального роста, формировать социальные лифты, поддерживать малоимущих. А двигателем роста должно быть не только взаимодействие всех уровней власти, предприятий, а прежде всего деятельное участие самих граждан, жителей Якутии.

Вопросы, требующие  более решительных действий
В заключение отдельно остановлюсь на  тех моментах, которые требуют от нас более решительных действий. С учетом того, что они не всегда вызывают однозначную реакцию со стороны политиков, управленцев и населения, я специально заостряю на них внимание.
1) Нам надо всеми силами уходить от излишнего патернализма власти. Правительство республики делает много для поддержки незащищенных категорий населения. Колоссальные бюджетные средства направляются в социальную сферу, на поддержку сельского хозяйства, ЖКХ, других отраслей. Но народ в некоторой своей части продолжает уповать на государство, а отдельные политики, не делающие ничего толкового, зато спекулирующие на бедах людей, лишь подогревают иждивенческий настрой в умах граждан. Между тем, как показывает опыт, это путь в тупик. Нам необходимо создание партнерской модели взаимоотношений власти с гражданами и бизнесом, переход на двух- и трехстороннее встречное движение.
2)  Не отказываюсь от ранее сказанных слов о том, что макроэкономические показатели демонстрируют поступательное развитие республики. Мы идем вперед, но идем медленнее, чем могли бы.  Не последнюю роль в этом играет все еще низкая мотивация общественных институтов и слабая инновационная активность со стороны предприятий республики. Хотя президент со своей стороны постоянно подчеркивает это, пытается принимать соответствующие стимулирующие решения. Ответные отклики раздаются, они уже слышны, но их пока мало. Не в полной мере чувствуется порыв к консолидации, внедрению новых форм работы и достижению качественного прогресса по всем аспектам.
3) Правительство должно создавать такие условия, чтобы хозяйствующие субъекты и муниципальные образования получали больше самостоятельности. Нужно стремиться к децентрализации полномочий, максимальной автономии уровней власти. Роль и участие государства в управлении экономикой надо минимизировать. От экономики спроса или, другими словами, экономики потребления, мы должны переходить к экономике результативности.
4) Несколько слов о пресловутом вопросе приватизации республиканской собственности, который по сей день превратно воспринимается населением с подачи некоторых экономистов-политиков, журналистов, блогеров. Много раз на эту тему говорилось. Но, видимо, моим коллегам пока не хватает сил и смелости честно объяснить людям, что акции, имущество предприятий, находящихся в государственной собственности, не будут использоваться эффективно. Главная причина в том, что у государства никогда не будет многомиллиардных свободных средств  для инвестиций в развитие этих предприятий. Как раз по этой причине многие государственные предприятия, акционерные общества были обанкрочены, а потом за бесценок или за кредиторскую задолженность бесплатно доставались другим собственникам. Так уходила в РАО «ЕЭС России» без единого рубля в пользу Республики Саха (Якутия) компания «Якутскэнерго», так стала не нашей компания «Саханефтегаз» и другие предприятия.
Хотя в свое время то же «Нижне-Ленское» не было отдано в руки надежного инвестора из-за непреодоления умонастроений «патриотически» настроенных политиков, не разбирающихся в экономике. Жаль, что и сегодня якобы под понятием защиты государственной собственности республики мы сталкиваемся с вредным лоббизмом и теряем хорошие предприятия.
Но с другой стороны, у нас действительно есть компании, где на данном этапе в стратегическом плане необходимо сохранение участия государства в лице правительства республики. Например, АК «АЛРОСА», ОАО «Якутцемент», авиакомпания «Якутия», ОАО «ЛОРП» и другие.
5) Надо понимать, что экономика республики и ее социальная сфера развиваются в соответствии с вызовами времени. Глобализация, вступление России в ВТО таят в себе определенные риски для предприятий республики. Чтобы заранее предвидеть ситуацию, упреждать различные угрозы, правильно реагировать на мировую и отечественную конъюнктуру, необходим системный и профессиональный анализ всех экономических процессов. Поэтому в республике надо начинать планомерное развитие рынка профессиональных консалтинговых услуг по отраслям – финансовый, налоговый, юридический, строительный консалтинг и так далее.
Далее. Мы гордимся объемом инвестиций, поступающих в республику, но они приходят в основном для крупных проектов.  Это тоже не может нас не волновать. Нам нужно найти возможность для инвестирования средств в местные, наши собственные предприятия.
И еще одно. Нам нужны не призывы, а действия. Программы мало написать, в них надо поверить и реализовывать слаженно. Реализация всякой  программы  на 70% зависит от командных действий и политической воли. Причем все меры должны реализовываться комплексно, а не по отдельности. Это задачи республиканских органов власти.

Дорогие якутяне!
Уважаемые народные депутаты!

2012 год объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом единения и дружбы народов, а в Российской Федерации – Годом истории.
Недавно мы отметили вековой юбилей выдающегося ученого, историка, общественного деятеля Георгия Прокопьевича Башарина. В одной из своих монографий он писал следующее: «Якуты, эвенки, эвены, юкагиры и другие народы Севера – не объекты покорения, угнетения, эксплуатации, а главным образом равноправные субъекты, движущие силы истории, участники созидания цивилизации человечества».
Не только коренному населению, всем жителям нашей многонациональной республики стоит задуматься об этих словах. Потому что в них заключена истина, которую многие из нас, следуя архаичным убеждениям предыдущих поколений, пока до сих пор не воспринимают. Только мы с вами, мы сами и никто другой являемся движущими силами своей истории. Мы живем для созидания, а не для того, чтобы жаловаться на свою незавидную долю.  Хотя нашей доле могут позавидовать жители большинства российских регионов, так как потенциальные возможности, которыми обладает Республика Саха (Якутия), просто огромны.
Завершая свой отчет, поздравляю всех с наступающим государственным праздником – Днем Республики Саха (Якутия) и 90-летием провозглашения Якутской автономии!
Этот праздник всегда будет символизировать, прежде всего, мир и согласие, единение и дружбу народов нашего северного края. Я верю в якутян, верю в наших трудолюбивых, сильных, закаленных суровым климатом людей. Я чувствую отклик общественности на наши действия. Верю в то, что вместе мы не упустим имеющихся у нас возможностей  и сделаем Якутию процветающей.
Спасибо за внимание! 

Материалы по теме: